Песочная терапия в домашних условиях
Как влияет песочная терапия на развитие детей?
Не случайно говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Занятия с песком помогают ребенку раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Даже простое погружение рук в сыпучую субстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции.
Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Лоток с песком символизирует в данном случае «чистый лист», на котором всегда можно все начать заново. Занятия песочным рисованием вместе с родителями укрепят связи между ребенком и взрослым, дадут возможность лучше понять друг друга.
Организация игр
Для полноценных игр с песком требуется приобрести необходимые материалы. К ним относится специальный стол-песочница (ящик или лоток), кварцевый песок и мелкие фигурки людей, животных, растений и т. д. Песок (если кварцевый отсутствует) может быть заменен на речной или морской. Он должен быть мелкий (чтобы легко струился в руках) и тщательно промытый.
Примеры упражнений и игр для песочной терапии
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильно-двигательного восприятия.
Инструкция:
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
На расчищенном участке дна рисует что-нибудь песочными струйками.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Игра «Загадка»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильно-двигательного восприятия.
Инструкция: Во время занятия можно использовать мелкие игрушки. Закопать их в песке и предложить отыскать и на ощупь узнать: что это или кто это? После поменяться ролями с ребенком.
Упражнение «Что под песком?»
Цель: развитие диафрагмального дыхания.
Инструкция: Засыпать картинку тонким слоем песка. Сдувая через соломинку песок, ребенок открывает изображение.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: регуляция мышечного напряжения, развитие тактильной чувствительности.
Инструкция:
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие воображения, тактильно-двигательного восприятия.
Инструкция: Ребенок оставляет отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывает их или дополняет камешками, чтобы получились осьминожки, птички и т.д.
Вы можете использовать не только предложенные нами игры и упражнения, но и придумывать свои. Это способствует развитию ребенка и поможет разнообразить ваш досуг. Желаем удачи!