Рубрики

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
скачать шаблоны для wordpress

В творческом поиске (статья 2)

В 1980 г. Михайловский Дом пионеров и школьников возглавила Валентина Алексеевна Попова. На посту директора она трудилась последующие 24 года, отдавая работе все силы и знания целиком и полностью. Все эти годы под ее руководством творчески работал слаженный коллектив талантливых педагогов. В этот период в жизни учреждения были и стабильные советские годы, направленные на идеологическое воспитание, наполненные популярными в то время формами и методами работы, и сложный для страны период 90-х, когда реформировалась система образования, и возвращение к стабильности в новом качестве.

С приходом Поповой В.А. значительно усилилось взаимодействие Дома пионеров с образовательными учреждениями. Была налажена работа со многими школами города, а также с Детским домом.

В Доме пионеров работало множество детских объединений и кружков: клуб «Электрон», клуб интернациональной дружбы (КИД), кружок «Сувенир», зоологический, краеведческий, изокружок и другие. На высоком уровне была организована работа по техническому творчеству. В Доме пионеров работала своя коллективная радиостанция, которая устанавливала радиосвязь с другими городами СССР. Большое значение придавалось коллективно-творческим делам детей и подростков летом. Организовывались турпоходы и палаточные лагеря. Любое дело и мероприятие в Доме пионеров стремились провести на высоком организационно-методическом и творческом уровне.

При Доме пионеров был организован городской пионерский штаб «Пламя», осуществлявший общее руководство и координацию работы всех пионерских дружин. Работала «Школа вожатого». На счету михайловской пионерии было много интересных и полезных дел: ребята участвовали в смотрах художественной самодеятельности и агитбригад, в тимуровском движении, в различных трудовых и экологических операциях, собирали макулатуру и металлолом, собирался орлятский круг, юные барабанщики разучивали задорные пионерские песни.

Массовые мероприятия в Доме пионеров проводились под чутким руководством Валентины Алексеевны. Ни одного сценария не выпускалось без ее корректуры и режиссуры. Особое внимание она обращала на то, чтобы мероприятие носило не только развлекательный, но и познавательный, воспитательный характер, было эмоционально насыщенно.

Особое внимание традиционно уделялось патриотической работе. Благодаря Поповой В.А. эта работа значительно углубилась и приобрела более серьезный масштаб. Мероприятия патриотической направленности отличались тематическим и жанровым многообразием и знакомили воспитанников с жизнью и деятельностью, например таких известных людей как М. Цветаева, Г. Жуков, И. Тальков и другие.

Важное место в патриотической работе занимала работа с ветеранами. Шефская работа с ветеранами (их количество доходило до 50 чел.) включала и творческие поздравления с праздничными датами, и встречи-беседы, и волонтерскую помощь. Ребята помогали ветеранам в быту – и здесь, в непринужденной обстановке, совсем иначе звучали рассказы ветеранов, более глубоко воспринимались они ребятами.

«К концу 80-х годов мы чувствовали и понимали, что что-то в стране идет не так, грядет разлом в отношениях республик СССР – вспоминает Попова В.А. – и мы, как могли, противостояли этому. Через КИД в 1989 г. мы организовали грандиозный Фестиваль дружбы, на который собрали представителей многих союзных республик – Белоруссии, Узбекистана, Латвии, Эстонии, Казахстана, Татарстана, Азербайджана. Семь дней продолжалось мероприятие. Надо было видеть эти счастливые детские лица, объединенные в огромный орлятский круг у последнего в своей жизни пионерского костра и с воодушевлением поющими «…взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры – дети рабочих…».

Самым трудным этапом в жизни учреждения стали девяностые годы. И это связано не только с идеологической перестройкой. Не финансируется хозяйственная деятельность, не выделяются средства на обеспечение учебного процесса, на проведение мероприятий. В ряде регионов Дома пионеров закрываются, распускаются пионерские организации. К счастью, в нашем городе осознается высокое значение дополнительного образования детей и роль детской организации в воспитании подростков, и поэтому речи о закрытии Дома пионеров и школьников не шло даже в самое сложное время.

В 1991 г. Михайловский Дом пионеров получил современный статус – Центр детского творчества. Коллектив активно ищет новые формы массовой работы с детьми, создаются новые кружки, клубы, студии, в образовательной организации идёт перестройка. Существует четкое понимание того, что необходимо достойно пережить трудное время, усилить работу с детьми и молодежью, чтобы не потерять поколение 90-х. Наряду с традиционными мероприятиями (праздниками, конкурсами, экскурсиями, вечерами), в ЦДТ стали проводить интеллектуально-познавательные программы, брейн-ринги, великолепные семёрки, выставки с демонстрацией моделей. Для поиска интересных методических новинок были привлечены все библиотеки города.

В 1992 г. в Доме пионеров организуется научное общество учащихся (НОУ) «Эрудиты» (рук. – Беспалова В.И.). Для многих ребят НОУ стало мастерской развития творческого мышления, трудолюбия и профессионального самоопределения. Стали проводиться опыты по выращиванию жемчуга, по выведению новых сортов помидоров с учетом местного климата, разработка электронного противоболевого аппарата и многое другое.

Несмотря на крайне слабое финансирование, Центр детского твор¬чества самостоятельно находит средства для поддержания материальной базы. Своими силами проводит реконструкцию и ремонт кабинетов, приобретает ткани для театра моды и сценических костюмов. Из воспоминаний Поповой В.А.: «Все работали на общую идею. Стремились воспитывать гармонично развитую личность. Курс был на социализацию, не политизацию. Во всем, что мы делали в девяностые годы, четко прослеживался прикладной характер. Необходимо было дать детям в руки какое-нибудь нужное ремесло, чтобы ребята не потерялись в сложном мире в трудные девяностые годы».

В 90-е годы в ЦДТ появляются: салон «Искусница», кружок «Народные промыслы», клуб «Фантазеры», студия «Орфей», экономический, юридический и другие кружки. Большой интерес в городе с первых дней работы вызывала школа для детей дошкольного возраста «Росток», появившаяся в 1993 г.

Особое внимание уделяли ребятам, отслужившим в горячих точках, – Афганистане и Чечне. Их приглашали, чествовали. Эти встречи были очень нужны и бывшим бойцам, и современным ребятам, получавшим «уроки мужества» от людей, знавших жестокость войны не понаслышке. Ярким событием стало открытие в 1995 г. памятника-скульптуры «Скорбящая мать». Этот монумент, воздвигнутый как дань памяти михайловцам, воинам-интернационалистам, отдавшим жизнь в боевых действиях, стал подшефным ЦДТ.

В XXI век Центр детского творчества вступает, имея богатый опыт эффективной организации образовательного процесса, высокую результативность деятельности воспитанников и хорошие перспективы развития. В 2000 г. в ЦДТ трудится 30 педагогов, занимается 1420 детей и подростков, работает 98 кружков и объединений. Коллектив ЦДТ – активный участник областных, зональ¬ных и всероссийских творческих мероприятий. Центр детского творчества является методическим центром воспи¬тательной работы в городе. В педагогической гостиной учреждения организуются и про¬водятся семинары, творческие часы, круглые столы. Эти мероприятия, как правило, высоко оцениваются как городским Комитетом по образо¬ванию, так и непосредственными их участниками.

С 2004 г. Валентина Алексеевна находится на заслуженном отдыхе, но многие заложенные при ней в Доме пионеров – Центре детского творчества добрые правильные традиции продолжают жить и развиваться.

Трудовой путь Поповой В.А. отмечен многими наградами. Наиболее значимыми из них является нагрудный знак «Отличник народного просвещения» и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Надпись на медали гласит: «Польза, честь и слава!», «И всё это для Родины!» – добавляет Валентина Алексеевна. Именно в этом, по ее мнению, суть и цель педагогической профессии, именно такой установки придерживалась она в своей профессиональной деятельности.

0

Дудченко Ю.И., педагог дополнительного образования МОУ ДО ЦДТ